Выведение, вывод из запоя на дому, поможем в лечении алкогольной зависимости и похмелья
8 (343) 345-64-52

На главную: Нарколог, лечение и помощь при запое и похмелье на дому

Здоровьесберегающее образование в ВУЗах Екатеринбурга


          В течение последнего десятилетия отмечается неблагоприятная тенденция к ухудшению здоровья населения Российской Федерации и в том числе здоровья участников образовательного процесса в вузе - студентов и преподавателей. Одним из важнейших факторов риска возникновения и развития заболеваний, опасных и губительных привычек среди молодежи является не соблюдение фундаментальных законов здорового образа жизни. В совокупности с нервно-эмоциональным перенапряжением, связанным с информационными нагрузками, увеличением и усложнением учебного процесса, низким уровнем повседневной социальной реабилитации (нарушение рациональности режимов труда и отдыха, полноценного питания, биоритмов сна и бодрствования и др.) приводит к снижению адаптационных возможностей организма студентов, изменению социально-культурного окружения негативного характера [1,2,3,4]. Вызывает беспокойство увеличение количества лиц с психическими отклонениями, потерей интеллекта, рост алкоголизма, наркомании и курения. 
          Исследования показали неблагоприятную тенденцию к росту заболеваемости среди студентов. Так, в 2005 – 2006 гг. заболеваемость составляла 406 случаев, то в 2008 г. – 478 случаев на 1000 студентов. Следует отметить, что высокий уровень заболеваемости выявленных среди студентов младших курсов, который колеблется от 360 до 406 случаев на 1000 студентов. В результате первичного профилактического осмотра студентов первого курса выделено в основную группу 76 % человек, подготовительную 4,9 %, специальную группу А – 17,0 % и специальную Б – 0,04 %. При этом выявлено 33,7 % больных студентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что значительная часть выпускников средних общеобразовательных учреждений приходит в студенческую среду с отклонениями в состоянии здоровья.
Во время учебы в университете интенсивные умственные нагрузки, нерациональное распределение бюджета времени, понижение двигательной активности, нарушение режимов отдыха и принципов адекватного питания не позволяют в полной мере стабилизировать динамику состояния здоровья студентов старших курсов.
          Как видно из таблицы 1 в структуре заболеваемости на первом месте стоят болезни органов чувств, и последующие места занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, заболевания почек, желудочно-кишечного тракта и органов кровообращения.
          Таблица 1. Показатели заболеваемости студентов
Показатели заболеваемости студентов          Количество академических отпусков по заболеваемости составляет 170 в 2007 г. и 125 в 2008 г. Исходя из того, что в университете обучается свыше 30 тысяч студентов, полученные данные следует рассматривать как жизнеугрожающие.
          Обучение техническим специальностям в области металлургии, машиностроения, строительства и других предъявляет к организму студентов повышенные требования. Поэтому состояние физического и психического здоровья определяет в дальнейшем профессиональную успешность.
          Имеется тесная зависимость распространенности и управляемости факторов риска от глубины знаний, умений и навыков здоровьесбережения и технологий адекватного поведения. В связи с этим в университете одной из главных задач является приобщение студенческой молодежи к здоровому образу жизни как общественно-значимой деятельности, базы для самореализации и саморазвития здоровой личности.
          В вузах необходимо создавать многоуровневую межсекторную социально-педагогическую и медико-психологическую систему, которая должна в дальнейшем составить межвузовское здоровьесберегающее пространство.
В УГТУ-УПИ решение данной проблемы осуществляется на основе внедрения комплекса системных мероприятий, обеспечивающих подготовку физически и психически здоровых специалистов, прочно владеющих навыками здорового образа жизни, физической культуры и спорта, ЛИЧНОЙ гигиены и опытом их реализации в повседневной жизни. Реализация оздоровительных мероприятий осуществляется на основе целевой программы «Развитие здоровьесберегающей педагогической системы». Создана модель формирования компетенции здоровьесбережения.
Модель здоровьесберегающего образования направлена на решение следующих задач:
  - гуманизация образования путем освоения студентами нравственных ценностей как основы профилактики пагубных привычек;
  - формирование культуры здоровья на основе выработки взглядов и навыков, а также коррекции здорового образа жизни;
  - организация работы по профилактике наркозависимости, алкоголизма, табакокурения, заболевания СПИДом;
  - медико-биологическое и психолого-педагогическое образование студенческой молодежи;
  - организация профессиональных осмотров;
  - изучение механизмов адаптации к учебному процессу, сохранение и укрепление здоровья в динамике профессионального обучения;
  - диспансеризация;
  - прививочная работа; 
  - гигиеническая экспертиза образовательного процесса;
  - организация культурно-массовой, спортивной, культурно-массовой работы на основе принципов доступности, преемственности и дифференцированности, что дает возможность студентам свободно осуществлять свой личностный, профессиональный и социальный рост.
          В УрГПУ создана лаборатория здорового образа жизни, на базе которой проводится целенаправленная деятельность по формированию личностных ресурсов студентов на доминирование ценностей здоровья. Проводится внедрение в образовательную среду инновационных интерактивных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих изменение отношения к своему здоровью и мотивации на здоровый образ жизни. 
Результаты исследования соматического здоровья у 760 студентов показали, что у 45 % студентов первого курса (девушки) выявлен дефицит веса, у 81 % - слабая физическая подготовка, у 40 % - пониженное систолическое давление. Социологические исследования показали, что 45 % студентов университета отметили «Здоровье как самое главное для жизни», 31,5 % - «Более важна карьера, дополнительный заработок, развлечение», для 23 % студентов более важны «работа, учеба, семья».
          Педагогическая система здоровьесбережения базируется на структурно-функциональной модели, включающей системный, управленческий, функциональный, медико-биологический, социально-педагогический и культурологический подходы [5,6,7,]. Следует определить место данной системы в общей методологической системе вуза на основе обобщения опыта эмпирических знаний и концептуальных подходов. Необходимо использование принципов системности: подход как к целому, представление о взаимоотношении целого и частей, структурированности объектов здоровьесбережения, иерархия многоуровневых элементов и др. Наличие обратных связей обеспечивает ввод здоровьесберегаюшей информации для дальнейшего определения ее эффективности отслеживания состояния здоровья студентов. Ориентация на механизм самоорганизации и саморегуляции предусматривает педагогическое управление и адекватные коррекции в ходе реализации. В университете используется в комплексе эффективные формы учебной и внеучебной работы по сохранению и преумножению нравственных, спортивных, научных достижений в формировании культуры здоровья студенческой молодежи. Так, физкультурно-оздоровительной работой ежегодно охвачено более 14 тысяч человек, в том числе свыше 3000 тысяч студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Занятия проводятся в специальном физкультурно-оздоровительном комплексе с использованием современных педагогических и медико-биологических технологий (экспресс - диагностика, врачебно-педагогический контроль, освоение исков самооздоровления и т.д.)
          Организованы профилактические осмотры студентов всех курсов с применением скрининговых информационных технологий, введено дополнительное питание студентов - спортсменов перед соревнованиями, проводятся межфакультетские смотры - конкурсы по физкультурно-оздоровительной работе, ежегодное тестирование студентов по общей физической подготовке позволяет вводить своевременную коррекцию в систему образования и оздоровления. В структуре медико-санитарной части университета имеется санаторий - профилакторий, на базе которого оздоравливается 700 человек в год. 
          Одной из стратегических задач университета является углубление гуманизации образования и нравственного воспитания путем приобщения студентов к спортивной и культурно-массовой деятельности. 
В университете создана мощная инфраструктура для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы: зимний легкоатлетический манеж, спортивный комплекс игровых видов спорта, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), два стадиона с современным покрытием игрового поля, спортивные залы для занятий боксом, единоборством, аэробикой, летнего оздоровительного лагеря.
         Развивается более 25 видов спорта (легкая атлетика, скалолазание, бокс, мини-футбол и др.). Студенты принимают участие в спортивных фестивалях по 15 видам спорта, международных универсиадах, эстафетах различного уровня. В университете сложился комплекс традиционных мероприятий: «Неделя первокурсника» по 6 видам спорта, «Дни здоровья факультета», «Спортивный фестиваль УГТУ-УПИ», студенческий праздник студгородка, «УПИйские старты» и др. Ежегодно в университете проводится более 40 спортивно-массовых мероприятий. У студентов во время учебных занятий и особенно в условиях экзаменационной сессии выявлена неустойчивость сосудистого тонуса, приводящая к снижению умственной работоспособности и ухудшению метаболических процессов. В университете проводится комплекс работ по социально-психологической реабилитации студентов. Так, использование психической саморегуляции в течение 10 – 15 минут во время занятий позволяет снять неблагоприятные сдвиги кровообращения мозга.
          Проблема профилактики наркозависимости и других пагубных привычек требует решения задач воспитательного процесса. В университете проводится преподавание по более 20 дисциплинам, направленных на освоение студентами современных знаний в области анатомии, физиологии и гигиены человека, иммунитета и здоровья, врачебно-педагогического контроля теории и методики физической культуры и психологии и др.
          Информационно насыщенные занятия направлены на выработку позитивных взглядов, приобретение знаний по предупреждению факторов риска, формирование адекватного физиолого-гигиенического поведения, способствующего сохранению здоровья.
          Одной из форм работы университета является проведение тематических конференций по проблемам профилактики ВИЧ-инфекции, наркозависимости, основам здорового образа жизни для студентов и кураторов. Научным направлением деятельности кафедры теории физической культуры ИФКССиТ является изучение механизмов формирования психофизиологических основ личности, разработка коррекционно-оздоровительных технологий, медико-педагогического мониторинга состояния здоровья. Активное участие в научной деятельности принимают студенты. Начиная с третьего курса, студенты ИФКССиТ готовят курсовые работы по медико-биологическому
циклу, теории и методики физической культуры.
          Реализация компетенции здоровьесбережения осуществляется на основе интеграционных образовательных, организационно-управленческих, научно-практических, спортивных и физкультурно-оздоровительных технологий в рамках учебной и учебно-воспитательной деятельности университета. 
          Формирование профессиональной здоровьесберегающей компетенции осуществляется при проведении комплексного мероприятия «УПИйские старты». В течение трех дней в рамках учебного процесса проводятся лекционные курсы по здоровому образу жизни и занятия по развитию двигательных умений и навыков. В настоящее время разработан компьютерный вариант карты профессиональной компетенции, позволяющей студентам углублять свои знания законов формирования здоровья в процессе обучения. 
          Индивидуальный паспорт здоровья студентов позволяет повысить мотивацию занятий по оздоровлению, осуществлять самоконтроль за проведением занятий и их эффективностью, значительно увеличить долю самостоятельных занятий по физической культуре. 
          Разработано положение, структура и кадровое обеспечение «Научно-образовательного центра спортивно-оздоровительных технологий», на базе которого решаются задачи повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни, медико-биологического образования студентов. В состав центра входит отделение врачебно-педагогического контроля, лаборатория функциональной диагностики, лаборатория психофизиологии.
          Таким образом, совершенствование здоровьесберегающей системы в условиях вуза требует дальнейших фундаментальных и прикладных исследований в области охраны здоровья студенческой молодежи и преподавателей, совершенствования форм и методов оздоровительной, воспитательной и информационной деятельности, укрепления материально-технической базы и финансирования теоретических и экспериментальных
работ по здоровьесбережению.
          Необходимо развивать научное сопровождение спортивной деятельности студентов, медико-биологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, создание информационного банка данных по передовым научным технологиям в области физической культуры и спорта, интеграцию деятельности органов образования, здравоохранения физической культуры и спорта. 
           Следует разработать систему индикаторов и показателей оценки состояния здоровья студентов, создать мониторинговую систему диспансеризации и поведенческих факторов риска и уровня информативности молодежи по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Предусмотреть разработку требований образовательного стандарта по обеспечению формирования у студентов навыков здорового образа жизни. Целесообразно создать межвузовскую службу (центр) «Медико-биологического обеспечения физической культуры и спорта» и на базе УГТУ-УПИ «Олимпийского центра студенческой молодежи». Предлагается разработать Региональную программу «Здоровье студентов» и включить ее в «Областную, целевую профилактическую программу по сохранению и укреплению здоровья населения Свердловской области на 2009 – 2010 гг.».

          Литература 

  1.Климин В.Г. Стратегия формирования здорового образа жизни на территории Свердловской области. /В.Г. Климин. Актуальные вопросы медицинской профилактики и пропаганды здорового образа жизни. Сборник статей. Выпуск восьмой. / Под ред. д.м.н. В.Г. Климина. ГУЗ Свердловский областной центр медицинской профилактики. ГОУ ВПО «Уральская медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Екатеринбург, 2009,с. 5-8
  2.Днепровская Н.В., Хорошилов А.В. Использование мировых информационных ресурсов в учебном и научно-исследовательском процессах российских вузов. Организационные, экономические и социальные проблемы управления высшим учебным заведением: Сборник статей 3 международной научно-практической конференции. – Пенза, 2005.
  3.Казин Э.М. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологии образования и воспитания. / Под ред. Э.М. Кузина, Т.С. Паниной, В.П. Казначеева, Г.А. Кураева. КемГУ. Кемерово, 1997,109 с.
  4.Рапопорт Л.А., Фитина Л.Н. Состояние здоровья детей и подростков в Уральском федеральном округе. / Л.А. Рапопорт, Л.Н. Фитина. Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культурой и спорта». Современные проблемы развития физической культуры в образовательном учреждении: Сборник наилучших статей / Под ред. И.В. Брызгалова, Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ,2003. Вып.2, с. 246-255.
  5.Ирхин В.Н. Концепция развития здоровье сберегающей педагогической системы ВУЗА / В.Н. Ирхин – Белгород: БГУ, 2006 – 127 с.
  6.Еремкин А.И., Егоров С.И., Костыгина В.В., Матвеева И.В. Концепция здоровьесберегающих технологий в университете. Учебно-методическое пособие / А.И. Еремкин, С.И. Егоров, В.В. Костыгина, И.В. Матвеева – Пенза:
Люберцев В.Н., к.б.н., профессор, ПГУАС, 2006 – 32 с.
  7.Мининбаева Т.Ш., Кузнецова Л.М., Тимошенко К.Т. Концептуальные основы проблемы формирования культуры здоровья у студенческой молодежи / Т.Ш. Мининбаева, Л.М. Кузнецова, К.Т. Тимошенко. Материалы 2 Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Тезисы доклады и секции: «Здоровье нации и образование». Часть 2. - м.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева. РАМН, 2006 – с. 94-95. 



Пономарев А.В., к.х.н., доцент, Люберцев В.Н., к.б.н., профессор, Шурманов Е.Г., ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого президента России Б.Н. Ельцина», Малофеева С.Н. ГОУ ВПО «УрГПУ» г. Екатеринбург

Единый телефон компании  8 (343) 345-64-52 


На главную: Нарколог, вывод / выведение из запоя и похмелья на дому